Это первая статья из цикла «История автомобилей-амфибий».
Машина-амфибия (от греч. ἀμφί- «двоякий» + βίος «жизнь») — транспортное средство-вездеход, оборудованное двигателем (одним или несколькими), способное самостоятельно передвигаться как по земле (суше), так и по воде. [Wikipedia]
Введение
Ранее амфибиями называли колёсно-гусеничные машины, то есть машины имевшие колёсный и гусеничный движитель, позволявшие уверенно перемещаться по шоссе (колёсный ход) и бездорожью (гусеничный ход) например амфибия-танк.
Классические десантные корабли не являются машинами-амфибиями, поскольку их конструкция не предполагает никаких по-настоящему наземных перевозок, хотя они отчасти являются амфибиями. Транспортные средства наземного действия, такие как экранопланы, могут разбиться на любой неровной твердой поверхности, поэтому также не считаются транспортными средствами-амфибиями.
Помимо упомянутых выше различий в размерах, сразу бросаются в глаза две основные категории транспортных средств-амфибий: те, которые летают на воздушной подушке, и те, которые передвигаются по земле с помощью колёс (или иных движителей), а по воде с помощью герметичного корпуса, обеспечивающего достаточную плавучесть. Среди последних многие проекты были вызваны желанием расширить внедорожные возможности наземных транспортных средств до способности «вездеход», т.е. такой транспорт должен работать не только по суше и по воде, но также и по льду, снегу, грязи, болотам и т. д. Поэтому многие конструкции используют гусеницы в дополнение к колесам или вместо них, а в некоторых случаях даже прибегают к конфигурациям сочлененных кузовов или другим нетрадиционным конструкциям, таким как транспортные средства которые в качестве движителя используют шнеки.
Позже название амфибия в основном относилось к машинам которые могли ездить и плавать. В основном подобные машины разрабатывают по заказу военных ведомств государств мира, например, плавающие автомобили и автотранспортёры (ПБ-4, Ford GPA, ГАЗ-46, ЗИС-485, , УАЗ-3907, ВАЗ-2122, ГАЗ-3409 и другие), плавающие танки (советский ПТ-76, китайский Тип 63, шведский IKV-91 и другие), плавающие бронетранспортёры (гусеничные: БТР-50, EFV, AAV7 и другие; колесный VAE и другие).
Оценивая возможности применения амфибий (глиссеров — в терминологии 1935 года) в военных действиях, советский военачальник С. А. Меженинов, выступая на совещании командного состава РККА 9 декабря 1935 года, сказал следующее: Мы передали сейчас в войска относительно небольшое количество глиссеров. Эти глиссера нами рассматриваются как средство действия на реках и как средство для выбрасывания первых эшелонов при переправах. Но отчетов и мнений мест относительно методов использования и технической пригодности этих глиссеров на месте мы не имеем. Между тем эти глиссера приспособлены теперь и к передвижению по земле. Например, глиссер шел из Москвы в Гороховец на собственных колесах, потом перешел на реку. Так он сейчас приспособлен. Это средство, достаточно неожиданное для противника, может помочь нам при действиях на озерах и реках.
Для гражданского использования это нехарактерные конструкторские решения и чаще всего удел фирм и одиночек энтузиастов, хотя на рынок и поступают небольшие партии экспериментальных машин, например Amphicar, Лопасня, Емеля, Тайга, экскурсионные автобусы-амфибии (часто переделанные из списанных военных грузо-пассажирских транспортёров), а также есть даже серийное производство, например, ГАЗ-3409.
История автомобилей-амфибий
Некоторыми из самых ранних известных транспортных средств-амфибий были амфибии, изобретение которых приписывают неаполитанскому принцу Раймондо ди Сангро из Сансеверо в июле 1770 года или ранее, или Самуилу Бентаму, который в 1781 года разработал и, в июне 1787 года, построил свой вариант амфибии .
Первое известное самоходное транспортное средство-амфибия — паровая колесная дноуглубительная баржа, названное Orukter Amphibolos, было задумано и построено изобретателем из США Оливером Эвансом в 1805 году, хотя оспаривается, что оно успешно могло передвигаться по суше и воде.
Orukter Amphibolos
Первой попыткой создания автомобиля-амфибии был Orukter Amphibolos, построенный в 1805 году Оливером Эвансом, который тогда жил в Филадельфии. Это была, мягко говоря, паровая повозка, хотя Эванс, удивительно плодовитый изобретатель, в 1792 году подал первый в Америке патент именно на «автомобиль».
Эванс получил патент на свой новый паровой двигатель в 1804 году и приступил к поиску коммерческих приложений. Первое из его предложений было для Lancaster Turnpike Company. Он предложил построить паровоз с пропускной способностью 100 баррелей муки между Филадельфией и Ланкастером за два дня, что, по его оценке, значительно увеличило бы прибыль по сравнению с эквивалентными пятью конными повозками, для которых поездка заняла три дня. Эванс заявил в своем предложении, что «я не сомневаюсь, что мои двигатели будут приводить лодки в движение против течения Миссисипи и фургонов на магистральных дорогах с большой прибылью». Поскольку компания не уверена в надежности и стоимости технологии, предложение было отклонено. Несмотря на это, в течение года Эванс нашел клиента. Совет здравоохранения Филадельфии занимался проблемой дноуглубительных работ и уборки городских верфей и демонтажа песчаных отмелей: в 1805 году Эванс убедил их заключить с ним контракт на разработку парового земснаряда. Результатом стал Oruktor Amphibolos, или «Земноводный Землекоп». Судно состояло из плоскодонной баржи с цепными ковшами для сбора грязи и баграми для расчистки пути от палок, камней и других препятствий. Приводить в движение эту чудо-баржу и обеспечивать энергией привод цепных ковшей должен был двигатель Эванса высокого давления.
В итоге получилось судно длиной почти тридцать футов (12 метров), шириной двенадцать футов (3,6 метра) и весом около семнадцати тонн. Чтобы перемещать это неуклюжее сооружение по побережью, а также продемонстрировать свои давние убеждения в возможности применения паровых двигателей для привода дорожных экипажей, Эванс установил корпус на четыре колеса. Это пришлось делать дважды, ибо первый комплект колёс развалился под конструкции. Верные рабочие Эванса добровольно предложили бесплатно изготовить другие колеса и оси и, между прочим, дали Эвансу возможность устроить первый в мире автосалон в июле 1805 года, когда Orukter Amphibolos выставлялся на Центральной площади в Филадельфии за двадцать пять центов за просмотр. К колёсам Эванс подключил двигатель, чтобы перегнать Orukter из мастерской по улицам Филадельфии к реке Schuylkil (Шуйкилл) 13 июля 1805 года. Таким образом, считается, что Orukter Amphibolos был первым автомобилем в Соединенных Штатах и первой моторизованной амфибией в мире. Точно неизвестно, насколько хорошо, если вообще, Orukter функционировал как пароход, ведь мнения Эванса по этому вопросу значительно варьируются с годами. Тем не менее, известно, что изобретение оказалось неэффективным в качестве в качестве земснаряда, и оно было списано Советом здравоохранения США в 1808 году. Ну что же, спасибо Эвансу, что эти 17 тонн дерева, металла и пара хотя бы не летали.
Тем не менее идеи Эванса о паровозах не были несбыточной мечтой. Эванс будет продолжать продвигать идею. В 1812 году он опубликовал футуристическое описание мира, соединенного сетью судоходных линий, железнодорожных путей и паровозов, точно описывая, что произойдет в будущем. задолго до того, как такой потенциал мог быть реализован:
Придет время, когда люди будут путешествовать, будучи перемещаемыми паровыми двигателями, из одного города в другой, почти так же быстро, как летят птицы — пятнадцать или двадцать миль в час.
На этой оптимистичной, для того времени, ноте завершаем рассказ о попытке создания первого в мире автомобиля-амфибии.
Часть вторая