Итак, начнем со «Снаги». В конце 1980-х на Запорожском автомобильном заводе пришли к выводу, что на «Тавриях» да «Запорожцах» далеко не уедешь. А кооперация, перестройка и другие новомодные явления непрозрачно намекали, что неплохо бы заняться малым коммерческим транспортом.

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

ЗАЗ-2301 «Снага»

Заниматься новой тематикой ЗАЗ решил не в одиночку, а совместно со словацким автозаводом TAZ, который ранее уже прорабатывал вариант выпуска аналогичных коммерческих автомобилей в кооперации с АЗЛК. Словаки должны были поставлять для проекта агрегатную базу и платформу, а на ЗАЗе спроектировали кабину и собрали все это добро в одно целое. В итоге на свет появился грузовичок полукапотной компоновки ЗАЗ-2301 «Снага» (в переводе «Сила»). Машина оснащалась бензиновым 1,7-литровым двигателем УЗАМ мощностью 85 л.с., и при снаряженной массе 1460 кг могла перевозить до 1000 кг груза.

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Погрузочная высота всего 830 мм

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Маневренный и компактный грузовичок полностью отвечал задачам городских перевозок. Дизайн машины в целом не оставлял вопросов, а в двухместной кабине с комфортом размещались водитель и экспедитор. Всего было собрано три опытных образца ЗАЗ-2301 «Снага». Немного поколесив по выставкам, они канули в небытие вместе с расформированным зазовским дизайн-центром. Денег на дальнейшее развитие проекта не было ни у украинцев, ни у словаков. Один из опытных грузовиков в итоге осел в словацком музее, где замаскировался под именем Nua TAZ 1500 VA.Видимо, именно так его собирались назвать на Трнавском автозаводе, если бы совместный проект все же удался.

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Nua TAZ 1500 VA

Второй проект, «Галич», являлся детищем львовского института «Укравтобуспром» и планировался как семейство малотоннажных автомобилей, выпускать которые предполагалось в рамках национальной машиностроительной ассоциации «ГалАвто». Всю проектную часть выполняли специалисты львовского института, а производственной площадкой должен был стать завод «Агрореммаш» в Лубнах, в то время занимавшийся постройкой микроавтобусов и пикапов на шасси УАЗ-3303.

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Вот таким задумывалось в 1995 году семейство «Галич»

Планировалось, что потребителям будут предложены варианты колесной формулы 4х2 и 4х4, бензиновый и дизельный двигатели мощностью до 150 и 120 л.с. соответственно, различные варианты колесной базы и вместимости кузова. В задуманном типаже был даже седельный тягач!

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Дизайн-проект «Галича»

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Габариты и компоновка салона микроавтобуса «Галич»

Увы, мечтам о семействе малотоннажных «Галичей» также не суждено было сбыться. И если грузовички «Снага» хотя бы дошли до опытных образцов, то микроавтобус «Галич» так и остался в виде макета, а остальные машины семейства и вовсе не вышли из стадии дизайнерских набросков. Без стороннего финансирования потянуть такой серьезный проект не могли ни львовский институт, ни маленький лубненский заводик, а вот с инвесторами-то как раз в Украине тогда было туго..

ЗАЗ Снага и Галич: украинские грузовички из 1990-х

Источник: Канал «АвтоДвиж»